14-го июня в Киеве прошла конференция «Ukrainian MFO Summit 2018», собравшая представителей десятков украинских и зарубежных микрофинансовых компаний, а также экспертов в области микрофинансирования, технического обеспечения и экономики. Конференция должна была в рамках одного события объединить все ключевые вопросы, стоящие перед отраслью. И сделать это удалось. О том, что значит это событие для заемщиков и кредиторов, а также о том, как отразилась конференция на тенденциях украинского рынка микрокредитования, поговорим далее.
Что нужно знать об Ukrainian MFO Summit 2018
Событие стало первой в Украине конференцией, всецело посвященной деятельности МФО. Участники представили свыше 15 докладов, среди которых особое место заняли экспертные кейсы. Программу также дополнили украинские и зарубежные спикеры. Более того, была реализована дискуссионная панель, в рамках которой участники мероприятия могли обсудить острые вопросы с представителями Национального банка Украины и Нацкомфинуслуг.
Технические возможности конференции позволили также провести краш-тест сайтов, предназначенных для онлайн-кредитования.
Не секрет, что большинство участников находились по одну сторону баррикады – это представители МФО и компаний, предоставляющих услуги микрофинансовым организациям. Однако на мероприятии были представлены и интересы заемщиков – в частности, делегатами «от народа» стали сотрудники Национального банка Украины. Обсуждались вопросы совершенствования рынка микрофинансирования, сокращения рисков не только для МФО, но и для заемщиков, а также вопросы законодательного урегулирования отрасли.
Важна ли конференция заемщикам
Многие СМИ несправедливо не придали событию значения, считая его очередной бизнес-встречей кредиторов, устроенной только в их интересах. Однако событие обозначило вопросы и проблемы, актуальные и для заемщиков – целевой аудитории МФО. В частности были затронуты многие «наболевшие» темы, среди которых:
- необходимость повышения доверия к микрофинансовому сектору со стороны населения;
- важность законодательного урегулирования спорных и непроработанных действующими нормативными актами моментов;
- необходимость повышения финансовой грамотности населения;
- совершенствование работы служб безопасности и взыскания задолженности – повышение их лояльности к клиентам, обеспечение абсолютной законности процедур наряду с сохранением эффективности;
- обеспечение доступности микрозаймов для граждан и создание условий для возможности обслуживания задолженностей.
Особое внимание уделялось вопросам взыскания просроченной задолженности, которая часто провоцирует негативное отношение к микрофинансовым организациям со стороны населения. Спикеры говорили о том, что «выбивание» долгов осталось в прошлом и сегодня необходимо работать с должниками совершенно иначе. Обсуждались технологии взаимодействия с клиентами, выходящими на просрочку, а также законодательное регулирование процедуры досудебного взыскания.
Наиболее значимые доклады на Ukrainian MFO Summit 2018
Одним из наиболее значимых докладов была признана презентация Жениса Мукиева, который делился не столько теорией, сколько реальными кейсами. Среди них были представлены инструменты для повышения конверсии сайтов МФО более чем в 2 раза. Автор также рассказал об автоматических технологиях, которые позволяют обрабатывать заявки на займы менее чем за 0.5 секунды без участия верификаторов в лице сотрудников компании.
Конструктивным и одновременно жарким событием стало блиц-интервью представителей регуляторов рынка. В числе отвечающих на вопросы участников мероприятия были представители Национального банка, Нацкомфинуслуг и Центра развития рыночной экономики.
Обсуждалась не только ситуация на рынке микрофинансирования, но и потенциал для разработки новых подходов к его регулированию. В частности, задавались вопросы о специальном законе, который регулировал бы деятельность МФО. Такой, например, недавно начал действовать на территории РФ. В Украине же работа микрофинансовых организаций преимущественно регулируется нормами Гражданского кодекса.
Изменится ли рынок микрофинансирования в Украине
Да, но эти изменения будут плавными. Не стоит ожидать резкого понижения средней процентной ставки, увеличения средних одобряемых сумм при первом и повторном обращении, а также существенных нововведений в работе служб взыскания. Наверняка ключевые изменения коснуться технической стороны работы сайтов МФО, но и они будут на руку заемщикам. Не секрет, что подавляющее большинство микрофинансовых организаций до сих пор проводит верификацию и не спешит внедрять автоматические системы обработки данных. Это повышает время обработки заявок, затрачивает ресурсы компании и доставляет неудобства клиентам.
Внедрение автоматической системы рассмотрения заявок на микрозайм без участия верификаторов позволяет снизить время принятия решения до 1-2 секунд. При этом сомнительные заявки по-прежнему можно будет обрабатывать вручную, то есть переводить на рассмотрение операторам. Сам факт возможности автоматического одобрения повысит лояльность клиентов. Согласно опросам, большинство потенциальных заемщиков склонны оформлять займ на карту без проверок, при этом испытывают сильный дискомфорт при разговоре с сотрудниками служб безопасности компаний. Соответственно возможность избежать их выгодна обеим сторонам договора.
Какие еще изменения в работе МФО стоит ожидать
Представители микрофинансовых организаций говорили о необходимости привлечения потока лояльных клиентов. А это значит, что они будут работать над изменением и корректированием реализации маркетинговой стратегии. Соответственно изменению подвергнуться следующие элементы в работе МФО:
- продвижение сайта, бренда и конкретных услуг;
- совершенствование программ лояльности;
- реализация возможности предоставления лучших условий микрофинансирования при повторных обращениях;
- разработка и проведения промо-акций;
- удержание и возвращение клиентов.
Выгодно ли это заемщикам? Да, но только тем из них, которые демонстрируют лояльность к МФО и исполняют принятые на себя обязательства своевременно. Тем же клиентам компаний, которые не спешат возвращать полученные займы, следует дожидаться изменений в работе служб взыскания микрофинансовых организаций.
Отметим, что уже сегодня все коллекторы МФО обязаны работать в соответствии с законом. Однако законодательное регулирование деятельности микрофинансовых компаний позволило бы более четко регламентировать их работу. Например, ограничить количество ежедневных звонков и определить условия взаимодействия с третьими лицами.
Уже сегодня присутствует возможность не воевать, а договариваться с компаниями – в частности, пользоваться пролонгациями, реструктуризациями и грейс-периодами (когда в течение нескольких дней с момента окончания срока действия договора не начисляются штрафы и пени).
Автор публикации:
Игорь Новиков, финансовый аналитик TurboZaim Украина.
Профиль в LinkedIn